Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику.
Реализация бережливых проектов в образовательной организации должна быть нацелена на оптимизацию процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.
Основными ценностями бережливого управления являются:
- признание человеческого ресурса как главного источника создания ценности;
- своевременное выявление изменений требований пользователя с целью улучшения качества процессов или услуг;
- снижение потерь.
Основными идеями бережливого управления можно считать:
1. Вовлеченность всех сотрудников образовательной организации. Понимание и разделение сотрудниками целей и ценностей образовательной организации является неотъемлемым условием повышения эффективности деятельности.
2. Гибкое управление изменениями. Бережливые проекты по своей сути ориентированы на изменения действующих процессов. Поэтому руководителю необходимо на протяжении всего жизненного цикла проекта учитывать возможность внесения изменений одной или нескольких переменных, с целью оптимизации всего процесса.
3. Just in time («точно в срок») – японская система менеджмента качества, основная идея которой состоит в том, что необходимое сырье и продукция должны быть просчитаны и поставляться к тому моменту, когда они необходимы, а не храниться на складах.
4. Стандартизация процесса осуществляется с целью создания и фиксации эталонного способа выполнения работ.
5. Лидерство руководства. Руководитель образовательной организации должен придерживаться четырех правил:
- Будь привержен идее саморазвития.
- Наставляй и развивай других.
- Поддерживай ежедневные кайдзен (улучшения).
- Создавай видение и соотноси с ним свои цели.
6. Рациональное использование материалов – это совокупность мер по эффективному использованию материалов в процессах деятельности организации, посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.
7. Умение видеть потери, то есть способность определить проблемы протекания процесса.
8. Постоянное совершенствование должно быть первостепенной целью образовательной организации. Цикл постоянного улучшения основан на концепции PDCA («планирование», «осуществление», «проверка», «действие»).