В 2024-2025 учебном году преподаватель русского языка и литературы Журавлева Л. В. и преподаватель истории и обществознания Кондратьева М. М. ГПОУ «ЧТОТиБ» начали работу со студентами главного корпуса над индивидуальным проектом, посвященном «Году семьи» по теме: «Во Славу Родины, Рода, Народа!». Данные преподаватели предложили принять участие в данном проекте студентам первого курса четвертого отделения, обучающихся рабочим профессиям («Монтажник связи» и «Сварщик»). Из студентов обеих групп была сформирована творческая команда из семи человек под руководством преподавателя русского языка и литературы Рахимовой А. А. Также была сформулирована тема для проекта - «Кованые сундуки с приданым»: национальные и семейные традиции, обычаи в патриотическом воспитании детей и молодежи у бурятского народа.
Первой страничкой творческой работы был просмотр фильма режиссера О. Штурма «9 секунд». Студенты написали отзывы о данном фильме. В качестве примера в статье представлен один из отзывов студента группы ЭГС-24-1 Цырендожиева Тумэна.
Отзыв о фильме «9 секунд»
Для начала хотелось бы рассказать предысторию моего решения пойти на фильм режиссера О. Штурма «9 секунд". Во-первых, я давно знал историю об Алдаре Баторовиче Цыденжапове. Нам в школе учителя подробно рассказывали о данном подвиге их бывшего воспитанника. Мой родной дядя работал с отцом Алдара. Когда я услышал о том, что в прокат выйдет фильм об Алдаре, то сразу же решил - обязательно пойду на премьеру. Только не знал для себя, почему я так решил, ни подумав ни секунды? Или из-за национальной принадлежности, или потому, что данный героический поступок вызвал широкий спектр эмоций, с которыми я не был так близко знаком? Думаю, что ответ я дам после рассказа о моих впечатлениях о фильме.
Действие фильма начинается с аварии на военном корабле, что сразу же вызывает дрожь по всему телу. Ненавязчиво начинаешь примерять на себя тот самый день. Возникает мысль, насколько надо быть хладнокровным и стабильным человеком, чтобы не впасть в ступор в данной ситуации. Быть может, я так удивляюсь, потому что не военный? Ведь у них проходят разного рода учения, и это может показаться обыденностью. Но не стоит забывать, что Алдар проходил всего лишь срочную службу. Думаю, нет. У героя сыграло то, что было в нем самом. Внутренняя сила управляла им, его моральные устои, жизненная позиция, мировоззрение. Оказавшись в такой ситуации, где требуется незамедлительное решение, он сделал свой выбор. То, что было в его подсознании. Уверен на 95% , что Алдар не мог поступить иначе. Я считаю, что те мысли, которые приходят в первые секунды, это и есть наша сущность, наше глубинное подсознание. А это все закладывается с детства. Это драгоценная заслуга родителей!
Далее показано его детство: как он рос, каким он был до этого дня. Мы видим, как его воспитывало старшее поколение. Не стану заниматься пересказом, скажу то, что заметил и добавлю о наших народных традициях. Мы обращаемся к старшему поколению и малознакомым людям на «Вы». Казалось бы, ничего особенного в этом нет. Все так делают. Но если посмотреть с другой точки зрения, такое обращение придает уважение человеку, к которому обращаешься. Отсюда можно понять, что он уважал своих сослуживцев. Мы, буряты, почитаем предков до восьмого колена. Считаем, что человек, который знает свой род - крепко стоит на ногах. Это дает внутреннюю силу человеку. Мы чтим хозяев местности, на каждой территории есть свой хозяин земли, будь то поле, лес или вода. Считается, что хозяин воды сильнее, его имя Луусад. Мы стараемся не шуметь у воды, в лесу и других местах. Для нас неприемлемо справлять свои нужды в воде, как это делают другие, не оставляем после себя мусор в лесу. Хозяину земли это не понравится, поэтому мы проявляем дань уважения природе. Место, где мы родились - это наше место силы. Деревня, город, страна- это наш дом. Нас не нужно учить патриотизму, это у бурят в крови. Для нас, бурят, большую роль играет карма. Мы знаем о ней с детства. Буддизм дает нам учение. Для меня буддизм- это не религия, а философия жизни.
Исходя из выше сказанного, мы видим на протяжении всего фильма, как Алдар относится к родителям, друзьям, своей возлюбленной. Показана роль природы в становлении личности человека. Это пейзажи полей, лесов, гор, неба. Дружбу мы стремимся только укрепить, семью любить и почитать. Если говорить точнее, то ко всему этому подходит пословица: «Сам погибай, а товарища выручай». Данные традиции нам пришли от предков, поэтому мы чтим их за благие наставления, которые передаются из поколения в поколение, показывая благородные цели и ценности в жизни. Думаю мне немного удалось объяснить внутренний мир Алдара, что он испытал, что им управляло.
Приближаюсь к самому главному. Когда началась утечка топлива, Алдар обнаружил место аварии. Он молниеносно принялся устранять катастрофу. Вокруг все в огне, кипящее масло безжалостно обжигает тело матроса, но его это не останавливает, ведь цель еще не достигнута. Целых девять секунд, заживо обгорая, он добивался своего, и это ему удалось. В такие моменты время кажется бесконечным. Многие военные аналитики считают, что Алдар понимал, что ему не выжить. Также они задаются вопросом: «Почему он так поступил?» У нас есть бурятская мудрость, которая касается человека в сложных жизненных ситуациях. Эти трудности люди должны принимать, это их путь, пусть он и сложный. Нет смысла что-то менять, зависит это только от того, как ты ее примешь. «Лучше переломать кости, чем опозорить свое имя»- это и есть наше понимание ценностей. Вот, что вкладывает в наше воспитание старшее поколение!
Как и обещал, я дал ответ на свой вопрос. До просмотра фильма я шел с невероятной гордостью из-за своей национальной принадлежности. Ведь это фильм о нашем народе! Но после просмотра, пережив все эти чувства, увидев, как точно передал режиссер наши обычаи, как затронул тему семьи, традиции и ценности, я испытал то, что не испытывал никогда раньше. Затрудняюсь описать точно свои мысли, но на мое сознание очень сильно повлияли подвиг, героизм, доблесть, отвага Алдара! Безмерная гордость, но какова цена!
В заключение хочется отметить, что студенты не остались равнодушными. Он поняли, почему Алдар захотел стать матросом и служить Родине, почему нужно помогать другим и посвящать себя мечте.
Преподаватель А. А. Рахимова